На одном из образов изображен юный Иисус, на другом — Дева Мария, на третьем — Святая Анна.
— Когда-то эти образа находились в старом алтаре, но во время ремонта в девяностых годах прошлого века, когда алтарь меняли, их сняли, сложили в костельной хозпостройке и, видимо, забыли, — рассказывает органист Виктор Булай. — А недавно мы наводили порядок и заметили какие-то картины на антресолях…
Образа необычной овальной формы, на одном из которых изображен юный Иисус, на другом — Дева Мария, на третьем — Святая Анна. Каждый образ дополнен соответствующей надписью, а с обратной стороны есть год, когда он был написан и подпись автора — Софья Залютинская.
Софья Залютинская была дочерью Юзефа Завадского, одного из последних владельцев Репли. Он был членом товарищества филоматов, другом Адама Мицкевича, Томаша Зана и Яна Чечота. Его дочь слыла в обществе филантропкой, занималась благотворительностью, в своем имении в Духовлянах построила госпиталь для бедных и хоспис для неизлечимо больных. Она дружила с Элизой Ожешко и была большой любительницей литературы. А кроме того, как выяснилось, и живописи.
Софья Завадская вышла замуж за Северина Залютинского. Их сын Богдан был последним владельцем Репли и Духовлян. К сожалению, от наследия Залютинских осталось лишь несколько построек. Их можно узнать по характерному красному кирпичу. Так что, найденные в костеле образа кисти Софьи Залютинской имеют особую ценность.
Все они довольно неплохо сохранились, лишь один, с изображением Иисуса, имеет заметные утраты.
— Мы хотим попросить художника, который писал другие образа для нашего костела, заняться реставрацией находок, а потом подберем для них подходящее место, — говорит ксендз Павел.
Сейчас все три реликвии находятся на хорах, с обратной стороны органа. К слову, орган — еще один уникальный объект реплевского костела. Он перенесен сюда из прежнего храма, построенного в 1732 году гетманом Великого княжества Литовского Михаилом Масальским. А до этого практически на том же месте находился самый первый реплевский костел, возведенный Юрием Сципионом в 1626 году и освященный в честь Святой Анны. Он простоял почти сто лет.
В начале XXI века благодаря стараниям прихожан и ксендза Владислава Лавриновича было начато строительство нового кирпичного костела. В 1902 году был заложен фундамент, о чем свидетельствует надпись на одном из камней с обратной стороны храма. В 1909 году костел был освящен в честь Найсвятейшей Девы Марии.
Новый храм построен в неоготическом стиле. Издалека видны его высокие башни из красного кирпича, стремящиеся в небо. Они символизируют вскинутые в молитве руки человека. К слову, следы рук уже не в символическом, а в буквальном смысле можно увидеть на стенах храма: на красном глиняном кирпиче, из которого он возведен, явственно видны отпечатки пальцев и ладоней лепивших этот кирпич людей. Сотни, тысячи отпечатков, настолько четких, что иногда можно различить даже папиллярный узор…
Между башнями заключен зубчатый аттик с побеленными нишами, это мотив повторяется в оформлении верхней части входного портала и встроенных в ограду воротах и «костнице».
— Дома раньше были совсем небольших размеров, возможности поставить в них гроб не было, поэтому строились «костницы». Здесь оставляли покойного до службы и похорон, — объясняет помощник ксендза Виктор Гжесяк.
Входные ворота «видели» еще старый костел. Главные немного изменились: на фронтоне, как и на аттике, появились оштукатуренные и побеленные элементы, а вот задняя брама осталась прежней. Каменная ограда полуметровой толщины «щетинится» щебнем, создавая впечатление неприступности. Она тоже построена еще во времена старого деревянного храма. К слову, от него во дворе осталось напоминание: каменная ступенька, которая указывает на то, где был вход.
Из старого храма в нынешний были перенесены многие вещи, которые сохранились до сих пор. Например, образ Иисуса Христа, изображенный на доске, алтарь для процессий, каменная чаша для святой воды, несколько конфессионалов оригинальной формы, две небольшие скамеечки с подставкой для коленопреклонения и, как ни странно, дверцами. И конечно, орган.
Он необычен тем, что клавиши у него расположены сбоку от духовых клапанов. Точно не известно, сколько ему лет, но с первого взгляда ясно, что немало.
— Видите этот регистр, «Jula»? Специалисты говорят, что он есть только в очень старинных инструментах, — объясняет Виктор Булай.
Орган функционирует, и во время служб прихожане часто слышат его голос. Кроме органа, сохранилась в костеле и физгармония. Когда-то она тоже использовалась на службах, а теперь является скорее музейным экспонатом, но все еще работает. Сейчас ее можно увидеть при входе в храм.
Сбоку от алтаря, на уровне хоров, находится небольшое помещение с арочным проемом, из которого открывается вид на алтарь. Возможно, раньше именно здесь размещались орган или физгармония. А сейчас тут хранится несколько образов и неиспользуемая утварь. Например, конус для гашения свечей и похожий на посох с навершием в виде большого металлического шара. Внутри шара что-то пересыпается, издавая громкий звук, напоминающий звук погремушки. Интересуюсь у ксендза и его помощников, что это такое. Оказывается — посох и есть. Раньше использовался во время процессий. Человек с этим посохом шел впереди всех, чтобы прихожане, услышав громкий звук, расступались.
По боковым стенам храма расположены 14 образов Крестного пути. Такие образа, представляющие собой воспоминание эпизодов пути Иисуса Христа от осуждения на смерть до погребения, есть в каждом католическом костеле. Накануне Пасхи прихожане обходят их с особой молитвой. Но в реплевском костеле эти образа особые, объемные. Как сейчас сказали бы — 3D. Искусный мастер в деталях вылепил фигуры и лица, а обрамления украсил резьбой в том же стиле, в котором выполнен интерьер храма.
К слову, интерьер в неоготическом стиле поражает. Богато украшенные резьбой и позолотой алтари и конфессионалы, «казаница» с изящной винтовой лестницей, сводчатое перекрытие с крестовыми нервюрами, стрельчатые арочные проемы между нефами...
В правом нефе находится алтарь Святого Антония. Под образом можно заметить необычные металлические пластинки, изображающие различные части тела: руку, ноги, сердце.
— Это своеобразные свидетельства прихожан, которые получили от Господа помощь и исцеление. Изображение исцеленного органа они заказывали и оставляли на алтаре в знак благодарности и свидетельства о совершенном для них чуде, — объясняет ксендз Павел.
Посмотреть на потрясающей красоты костел и находящиеся в нем редкости приезжают туристы со всех уголков страны и из-за границы. Ксендз Павел и его помощники проводят для всех желающих небольшую экскурсию, знакомят с историей храма. Три образа, недавно вновь обретенные волею Божьей, вскоре тоже займут в костеле надлежащее им место как часть его истории и символ веры, передающейся от поколению к поколению.
volkovysknews.by