banner

У истоков духовности

26 Июля’13
2543
Там камни пахнут розами
У истоков духовностиМеджугорье (местность в Герцеговине) в последние десятилетия  стало уникальным местом в мире, куда стекаются люди со всего света: разного цвета кожи, богатые и бедные, молодые и старые. Здесь нет дня в году или сезона, чтобы не было слышно речи на разных языках мира. Все это началось 24 июня 1981 года, когда в Подбордо, что является частью деревни Бьяковичи, согласно свидетельствам шестерых детей, было явление Пресвятой Богородицы.
С этого дня, по словам визионеров, Богородица является дважды в месяц: 2 и 25 числа, приглашая всех к миру и обращению.

Принимая во внимание количество паломников, которые посетили это место (за последние двадцать лет более двадцати миллионов), его можно назвать мировым центром молитвы, столицей молитвы.
В эту миллионную армию верующих и почитающих Божью Матерь людей влились и прихожане нашего костела. Эта поездка состоялась еще весной, но узнала я об этом лишь  недавно и непременно захотела встретиться с одной из наших поломников.
И вот я в доме у Галины Эдуардовны Вансович. И она с таким восторгом рассказывает о поездке, словно она состоялась только вчера, а не три месяца назад.
– О том, что есть возможность поехать на святое место в Меджугорье, мы узнали совершенно случайно и загорелись желанием непременно там побывать. Нас было пятеро: я, Янина Ковшук с дочкой Кристиной, Галина Кардаш и Анна Рудомина. Автобус из Польши ждал нас в Росси, и оттуда мы поехали сначала в Краков, там побывали в музее, в Кальварии Забжидовской, в монастыре, костеле. В нем находится большая статуя Яна Павла ІІ, много интересного увидели и услышали. Затем направились в Австрию. Посетили монастырь, где нас очень тепло приняли, предоставили место для ночлега, хорошо покормили и утром проводили в дорогу. И вот мы в Меджугорье. Когда приехали, была глубокая ночь. А утром нас повели на ту гору, где является Матерь Божья. Представляете, вокруг камни, колючки какие-то растут, а в воздухе пахнет розами. Это так удивительно.
В 8.00, когда должно было произойти явление, стало вдруг очень-очень тихо, словно весь мир замер в ожидании чуда. Только солнце на небе играло, пульсировало, как сердце. Мы никогда не видели, чтобы так играло солнце. И на сердце тоже стало так спокойно, так светло, что хотелось плакать от радости.
Народа собралось много, около 10 тысяч. Явление Богородицы могут видеть не все, а только кто-то из тех шестерых, кому она явилась впервые. На этот раз это была Вицка. Рядом с ней стояли люди и записывали то, что Вицка слышала от Матери Божьей.
У истоков духовностиЛюди вели себя по-разному. Кто-то падал на колени и молился, кто-то молился тихонечко и возносил к небу руки, кто-то плакал. Все благодарили Богородицу, славили ее песнями, молитвами.
Потом в костеле было богослужение. Евангелие читали на 13 языках. А когда мы, собравшись все вместе, произносили молитву «Отче наш…», то это было как пятидесятница, как сошествие Духа Святого. Мы молились каждый на своем языке, и все было просто и понятно.
Еще одним из самых запомнившихся моментов был крестный путь Иисуса Христа, восхождение на гору Кривец.
У подножья все снимали обувь и шли туда босиком. Острые камни впивались в ноги, но на это люди не обращали внимания. Каждый нес туда свой крест, свою боль в надежде, что ноша станет легче, что успокоится душа, что изменится жизнь, появится надежда.
А еще мы видели огромную статую плачущего Иисуса Христа. Из его глаз текут настоящие слезы, и люди часами стоят в очереди, чтобы собрать и унести с собой хоть одну Его слезинку.    
Нам навсегда запомнится эта поездка, и я не теряю надежду, что она была не последней. Меджугорье – благословенное место, и побывать там – это счастье.

В песнях и молитвах до конца
У истоков духовностиМаксимилиан Мария Кольбе (в миру Раймунд Кольбе) – польский священник-францисканец, погибший в Освенциме, святой мученик, добровольно избравший смерть ради незнакомого ему человека.
10 октября 1982 года Папа Иоанн Павел II причислил Максимилиана Кольбе к лику святых. Он является святым покровителем наркоманов, политических заключенных, журналистов, узников и движений в поддержку жизни.  
Раймунд Кольбе родился в январе 1894 года в польском городе Здуньска-Воля, находившемся тогда на территории Российской империи. Он был вторым сыном Юлиуша и Марии Кольбе. Отец его – этнический немец, мать – чистокровная полька.   
Вскоре после его рождения семья переехала в г. Пабьянице.
В 1907 году Кольбе и его старший брат Франтишек решили вступить во Францисканский орден. Они нелегально перебрались через русско-австрийскую границу и поступили во францисканскую предсеминарию, находившуюся во Львове.
В 1910 году Раймунд получил монашеское облачение, годом позже принес первые обеты, приняв при этом имя Максимилиан. В 1914 году он принес вечные обеты и принял имя Максимилиан Мария, желая подчеркнуть свое глубокое почитание Пресвятой Богородицы.
В 1912 году Максимилиана Марию Кольбе направили на учебу в Рим, где он изучал философию, теологию, математику и физику. В 1915 году он защитил диссертацию и стал доктором философии, а спустя четыре года получил докторскую степень по теологии.  
В 1918 году Кольбе был рукоположен во священника, а еще через год вернулся в теперь уже независимую Польшу, где принялся активно проповедовать во имя Непорочной Девы. Вскоре неподалеку от Варшавы на совершенно пустом месте он основал огромный монастырь Непокалянув (в переводе с польского – монастырь Непорочной Девы).   
В 30-е годы Максимилиан Кольбе совершил ряд миссионерских путешествий в Китай и Японию. На окраине японского города Нагасаки он основал японский Непокалянув, японоязычную газету и семинарию. В Японии этот монастырь стал одним из самых известных католических монастырей.
После того, как Германия напала на Польшу, Непокалянув стал прибежищем для тысяч беженцев, в том числе для 2000 евреев, которых Кольбе прятал от нацистов. Под его руководством заработала нелегальная радиостанция, в передачах которой разоблачались зверства немецких оккупантов.
17 февраля 1941 года Максимилиан Кольбе был арестован гестапо и заключен в варшавскую тюрьму Павяк. 25 мая того же года его перевели в Освенцим. Он стал номером 16670. Эсэсовцы постоянно избивали его коваными сапогами, заставляли носить неподъемные тяжести. Но он не только сохранял силу духа, но и другим помогал как мог. Даже в таких бесчеловечных условиях о. Максимилиан продолжал свою пастырскую деятельность: утешал, крестил, исповедовал, шепотом совершал богослужения. Он сам попросил отвести ему место в самом грязном месте барака – у дверей, где стояла параша, чтобы всегда иметь возможность благословлять выносимых умерших узников.
В июле 1941 года из блока № 14, в котором жил отец Максимилиан, исчез заключенный. Беглеца найти не удалось (позже выяснилось, что он утонул в выгребной яме). Тогда заместитель коменданта лагеря оберштурмфюрер СС Карл Фрицш отобрал 10 человек, которым было суждено умереть голодной смертью в блоке № 13, наводившем ужас на весь лагерь.  Всех обителей барака построили, оставили без ужина (его у них на глазах вылили в канаву), а весь следующий день люди снова провели в строю под палящим солнцем. Вечером пришел Фрицш и стал отбирать 10 смертников. Один из отобранных ими людей, польский сержант Франтишек Гаевничек, заплакал и сказал: «Неужели я больше не увижу жену и детей? Что же теперь с ними будет?» И тогда Кольбе вышел из строя и предложил Фрицшу свою жизнь в обмен на жизнь Гаевничека. Как ни удивительно, но Фрицш принял его жертву.
Сидя в зловонной камере и умирая от голода и обезвоживания, отец Максимилиан продолжал поддерживать товарищей по несчастью. Они проводили время в песнях и молитвах. Через три недели Кольбе и трое других смертников были еще живы. 14 августа 1941 года, накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы, палач Освенцима Бок получил приказ немедленно покончить с узниками. Кольбе и его троим товарищам была сделана инъекция фенола. На следующий день тело Максимилиана Кольбе кремировали, а прах развеяли по ветру.  
Святой Максимилиан – один из десяти святых мучеников XX века, в честь которых в Вестминстерском аббатстве в Лондоне были воздвигнуты статуи.
Ядвига КОБРИНЕЦ.

Предыдущая статья

К 160-летию пожарной службы Беларуси