Он наделяет глину "красноречием"

29 Мая’08
2863

Он наделяет глину "красноречием"Несколько раз откладывалась на завтра наша встреча с Евгением Матешуком. От этого желание окунуться в его «мир глины» выросло вдвое. И вот наконец мой собеседник сидит рядом, а его озаренное некой загадочностью лицо (такое бывает только у творчески одаренной личности!) и добродушная улыбка располагают к открытому и интересному разговору.

Увлечений у Жени немало, в этом отношении он многогранен. Его умелые руки овладели многими видами искусства. Гончарство, живопись, резьба по дереву, шрифтовая графика…

Кстати, о графике. В 2004 году в Гродно в картинной галерее «У Тизенгауза» прошла персональная выставка Жениных работ под интригующим названием «Буква плюс художник». Молодой свислочанин стал первым автором, представившим на суд областного зрителя работы, выполненные в таком виде искусства, как шрифтовая графика.

– Основная идея экспозиции, – поясняет Евгений, – была в том, что буквы, как и цвет в живописи, могут передавать эмоциональное состояние, быть художественным символом.

Но вернемся к основной теме нашей беседы. Итак. Женя увлекся глиной давно. Началось все в Мирском художественном училище реставрационных работ, где молодой талант получал специальность реставратора лепных изделий. В годы учебы приходилось работать с различными пластическими материалами, начиная с пластилина и заканчивая глиной. После окончания училища не расставался с любимым занятием (хотя Женя не делает приоритетов в своих многочисленных увлечениях: душа одинаково лежит и к глине, и к краскам, и к дереву). Творил в основном для себя, воплощая в податливом материале свои задумки.

В 2007 году Евгений принял решение поделиться своим умением с юным поколением. И сегодня работает методистом-мастером в Доме народных ремесел при РДК, став «отцом» двух кружков: «Белорусская традиционная роспись» и «Белорусское народное гончарство». Можно смело говорить, что этот шаг стал первым в возрождении и продолжении гончарного дела в нашем районе.

– Свое предназначение в работе с ребятами, – говорит молодой мастер, – я вижу в трех «научить»: научить понимать традиционное искусство, его язык, научить создавать произведения в традиционной технике и научить учить. То есть хочу, чтобы мои ученики когда-нибудь смогли передать свое умение другим, как сейчас передаю им я. 

А потом Женя показывает глиняные работы.

– В кружках мы делаем изделия различного характера: бытового, сувенирного, архитектурного. Это разные горшки, кувшины, букетники, декоративные вазы, гладыши, свистки, изразцы.

Его гордость – декоративная ваза. Она выполнена архаичным способом – кольцевым налепом. Создавая эту вазу, мастер возобновил старую, забытую технику изготовления глиняной посуды. Ручной гончарный круг и умелые руки – только это Женя использовал при создании этого изделия.

 Вот Евгений перебирает игрушки-свистки. А потом подносит одну из них к губам. Удивительное звучание! Поистине родное, народное, белорусское. Оно, обладающее необычной силой воздействия на разум и сердце, уносит мысли моего собеседника в иное время и пространство. Он (что часто случалось во время нашей беседы) в который раз уходит в сторону от основной темы. Это своего рода лирическое отступление — внутренне богатого человека. Он увлеченно рассказывает о язычестве, о том далеком времени, когда свистки были необходимым атрибутом праздников, служили для отпугивания бесов, для зазывания весны…

И снова возвращаемся к изделиям. Вот любимая Женина работа – «Девочка в песочнице». Ее, как и все другие, мастер одарил "красноречием", способностью навевать воспоминания. Глиняная девочка может многое «сказать» пытливому зрителю.

– Все мы когда-то играли в песке, орудуя лопаткой. Переворачивали полное ведерко и получали свои первые фигуры. В глиняной работе я хотел запечатлеть образ детства.

Творческих задумок у Евгения Матешука много. Самые стоящие, лучшие возникают спонтанно.

– Я не хожу на охоту за образами. Настоящие идеи приходят сами.

Думается, что еще немало интересных задумок будет у Жени. А значит, в его жизни будет «звездный час», и не один.

Наталья КОМАР.

Фото Григория ШИРЯЕВА.

Предыдущая статья

Дружат со спортом педагоги – будут дружить и ученики