Всегда восхищаюсь людьми творческого склада, обладающими тонким вкусом, неуемной фантазией в создании чего-то прекрасного, неординарного. Много раз такие самородки гостили на нашей странице, и впереди еще много интереснейших встреч с ними.
А сегодня наша гостья — жительница деревни Занки Валентина Григорьевна Карнилович. Женщина, обладающая редким даром — творить красоту. Я думаю, не было человека, который бы не восхитился ухоженностью ее палисадника, где с заботой и любовью высажены каждое деревце, кустик, каждый цветок, выложен каждый камешек. Во всем чувствуется гармония и душа хозяев дома.
Стоит переступить порог — все удивляет. С каким вкусом расставлена мебель, как вписываются в интерьер простого деревенского дома, на первый взгляд, самые неброские вещи. Всему нашлось здесь место, даже старому бабушкиному сундуку, который много лет томился без дела. Он удобно устроился в спальне хозяев, и от этого она стала еще уютнее.
Перейдем в гостиную. Глаз нельзя оторвать от картин, созданных руками хозяюшки с помощью иголки и ниток «мулине». Со стен смотрят настоящие произведения искусства тончайшей работы. Вот серая лошадка, норовящая выпрыгнуть из рамки, вот забавные котята, которых так и хочется погладить, прекрасная незнакомка с грустными глазами, маки с ромашками, букет сирени, испанский дворик, храм Спас на Крови, корзинка с фруктами. Это далеко не полный перечень работ вышивальщицы. От всей этой красоты душа наполняется радостью, настолько она притягивает к себе оригинальностью и самобытностью.
Но вернемся к самой мастерице. Вот она уютно устроилась в кресле и берет в руки новую канву. Ловко орудуют тонкие пальцы, и стежок за стежком на ткань ложатся мелкие крестики. До нового шедевра еще далеко, и как он будет выглядеть, известно только самой мастерице, потому что схема, которой она пользуется, дает еще слабое представление. Валентина Григорьевна без конца импровизирует, ищет новые тона, подбирает нитки. Не может она работать по шаблону.
— Я вышивать научилась еще в детстве, — между делом рассказывает Валентина Григорьевна. — И крестиком, и гладью, и болгарским крестиком. Меня просто целиком захватывало это занятие. Ох, и много у меня было вышивок. Я и подругам дарила, и родственникам, и в доме было множество вышитых картин. А потом вдруг это стало немодным, и я оставила канву на много лет. Но если где видела интересные схемы, то откладывала их. Наверное, руки тосковали по любимому делу.
А снова взялась за вышивание, когда на пенсию вышла. Мне душа подсказала вышить Иисуса Христа, а потом Богородицу и Николая Чудотворца. У меня как будто второе дыхание открылось. Все ночи напролет вышивала и усталости не чувствовала. Радость переполняла сердце, и я не могла оторваться от этой работы. Да и многие вышивальщицы согласятся со мной, что вышивка, как наркотик, стоит только начать — и все, не сможешь без этого жить. Но если настоящий наркотик губит, то вышивание лечит душу, учит терпению и усидчивости.
Глядя, с каким терпением и любовью она делает каждый стежок, в это нельзя не поверить. Валентина Григорьевна подбирает нитки для будущей картины, как художник краски. Может по несколько раз начинать сначала, пока не добьется желаемого тона. И с каждой новой работой ее мастерство растет, совершенствуется. У нее свой стиль, свой подход к вышиванию, и поэтому каждая ее картина неповторима. Ее вышивка — это живопись.
У нее более шестидесяти работ. Причем большинство из них она раздарила. Много картин отдала дочерям, и теперь твореньем рук мамы любуются не только они, а и все, кто приходит в гости.
Особую радость испытывает бабушка от того, что внучка Настенька переняла от нее умение и желание вышивать.
Гордится бабуля и внуком Владиком, самым активным участником всех школьных мероприятий, талантливым и очень внимательным мальчишкой. Где бы он ни был, никогда не забывает порадовать маму и бабушку каким-то маленьким сюрпризом, букетиком цветов или сувенирчиком.
С супругом у Валентины Григорьевны тоже полное понимание. Он охотно помогает ей во всем. Мастерит рамки, возится вместе с ней в огороде, в палисаднике. Они вдвоем выдумывают, творят, а потом любуются созданной красотой. И очень здорово, что среди нас живут такие люди. От них мир становится краше и светлее.
Ядвига КОБРИНЕЦ.
Фото автора.