Расплачиваются ли дети за грехи родителей?

20 Августа’11
2121

Расплачиваются ли дети за грехи родителей?

Вспоминая новейшую историю страны: гражданскую войну, репрессии, разрушение храмов, — многие из нас часто задаются этим вопросом.

Суждение о том, что последующие поколения (называются цифры четыре или семь) будут расплачиваться за грехи отцов, имеет ветхозаветные корни, а в Евангелии мы не найдем никаких указаний на это. В ветхозаветных пророчествах дается ответ Бога на вопрос, ложится ли вина родителей на детей, расплачиваются ли дети перед Богом за их грехи. Вот что говорит Господь устами пророка Иезекииля: «Вы говорите: «Почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет, сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, а беззаконие беззаконного при нем и остается... Я буду судить... каждого по путям его, говорит Господь Бог» (Иез. 18:19–30). А у пророка Иеремии, предвестившего приход Христа, сказано так: «В те дни уже не будут говорить: «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер. 31:29–30). То есть нет ответственности перед Богом за грех отцов, нет такой темы – но есть, и это очень серьезно, тема греховной наследственности.

Если судьба тех, кто разрушал храмы, очень часто складывалась трагически, то их дети (есть такие примеры) вырастали хорошими, порядочными людьми, часто верующими. То есть прямой связи между проступком родителей и роковой предопределенностью расплаты нет. Надо четко понимать, что крещение – это духовное рождение во Христе, и по сравнению с этими узами все другие связи, родственные, социальные, семейные, национальные, не так значимы. Но если есть в роду, семье какой-либо порок, склонность к чему-то дурному, то это зло необходимо остановить путем покаяния виновного и внимания к себе невиновного родственника, так как греховная болезнь рода может проснуться в нем, и тогда придется отвечать уже за свои грехи. То есть не сам грех передается по наследству, а склонность к нему. Здесь помогут молитва за живых и усопших и таинства церковные: крещение, исповедь, причастие.

В Евангелие есть эпизод, который часто смущает людей, делающих первые шаги в вере. Место, где описывается, как к Иисусу пришли Матерь Его и братья Его, и Он не вышел к ним. «И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 8:19–21). Этот эпизод ни в коем случае не учит невниманию или пренебрежению к родным, близким. Он просто говорит об иерархии ценностей, о том, что, во-первых, Господь пришел для всех, а во-вторых, о том, что единение во Христе выше любого другого единения.

Ко времени пришествия в мир Христа в религиозных воззрениях евреев кровно­родственные связи определяли богоизбранность. Получалось, что если ты потомок Авраама, то ты автоматически наследуешь Царствие Небесное. Но Христос сказал: «Не вы меня избрали, а Я вас» (Ин. 15:16). И Он установил иные критерии отношений с Богом. Родовые связи не могут определять, спасется человек или нет. По отношению ко Христу все родовые связи – ничто, потому что Бог – Творец, Бог – наш Отец, а мы Его дети, поэтому мы и называемся братьями и сестрами во Христе.

Человек – это тело, душа и дух. Очень часто супруги, прожившие вместе долгую жизнь, к старости начинают внешне походить друг на друга. Это показывает, что есть нечто, что выше физической данности. И это нечто и преображает, изменяет людей. Значит, семья – это больше, чем отношения плоти.

В Евангелии есть эпизод, когда ко Христу пришли саддукеи, которые не верили в воскресение из мертвых, и спросили Его: «Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему. Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей. Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий. Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена. Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою?» (Мк. 12:18–23). И Иисус отвечает, что «когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут как Ангелы на небесах» (Мк. 12:25). То есть в Царствии Небесном совершенно другие отношения, и отношения плоти не имеют жизни в вечности. А раз так, то все связи, узы, которые осуществляются только в одном, физиологическом, измерении, не имеют жизни в вечности, они недолговечны. Это распад. Но если люди соединены духовным началом, соединены любовью, то тогда их отношения уже направлены в вечность. «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1 Ин. 4:12), потому что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, а Бог в нем» (1 Ин. 4:16). Поэтому если люди соединены именно духовным началом, если они соединены любовью, то уже Дух, Дух Любви воздействует на них так, что они становятся похожими друг на друга. И вот тогда семья – это союз людей в любви, а это то, что уже принадлежит вечности. Получается, что именно любовь и духовная общность делают семью чем-то большим. В такой семье и родители будут добрым примером, и дети будут добрыми плодами.

Сергий БОСАК,

священник.

Предыдущая статья

Носить оружие почетно, но и ответственно