banner

Все, кого знал, любил, — у тебя перед глазами

02 Мая’11
1632

На девятый день после Пасхи, Светлого Христова Воскресения, приходит не менее светлый и не менее торжественный день – Радуница. Со светлой грустью. С тихой радостью. Радостью воскрешения. Памятью. Памятью живых о родных и близких. О роде своем.

Радуница. На столе белая-белая скатерть, расшитая ярко-красными цветами. Пасхальная скатерть. Ее узорчатые края низко свисают со стола, касаясь ослепительно чистых половиц. Чистых до боли, до рези в глазах. На столе свеча. Ее зажгут вечером. Зажгут перед иконой. Она осветит путь душам наших предков. Она укажет дорогу им. Тихо прочитаем молитву. Она будет охранять их. А потом закроем окно. Оно было открыто весь день – душам умерших навстречу.

До обеда «сеют и пашут», во второй половине дня и стар и млад идут на кладбище. Идут встретиться с теми, кого уже нет рядом, но чьи дорогие образы память по-прежнему хранит. Никто в этот день не плачет. Не скорбит. Каждый несет в себе светлую радость и надежду: Иисус Христос воскрес – воскреснем и мы.

Радуница – это Пасха мертвых. В этот день все необычно. Со всех сторон, со всех концов идут, едут родственники, друзья, знакомые. Спешат, торопятся. На кладбище многолюдно. Гул людских голосов плывет над могилами, растворяясь где-то в небесной выси. В этой разноголосице все: и радость, и боль, и надежда.

На могилах расстилают скатерти. Красочные, вышитые вручную. Они передаются по наследству из поколения в поколение. Хранят их в шкафу на отдельных полках и достают только один раз в год – на Радуницу. Перед тем, как расстелить скатерть, могилу «радуют» пасхальным красным яйцом – символом жизни. Потом зажигают свечи. Накрывают пасхальный стол. Прямо на могиле. На могиле недавно умершего. Садятся рядышком, плечо к плечу. И начинается беседа. Беседа-воспоминание. Вспоминают всех: кто ушел очень давно и совсем недавно. И память воскрешает лица, голоса. Все то доброе и хорошее, чем была наполнена жизнь, жизнь ушедших. И грустно. Нет их с нами. И радостно. Были, жили, трудились. Добрую память о себе оставили. Слово к слову – и все, кого знал, любил, помнишь, у тебя перед глазами.

Пущенной стрелой пролетает время. Вечер уже на пороге маячит. Солнце собирается на покой. Пора по домам. Бережно складываются скатерти. Убирается снедь, почти никем не тронутая. Заботливые руки поправляют цветы. Искусственные цветы. Это то, что оставят на могилах. Свечи давно уже догорели. И как-то сразу тихо-тихо стало вокруг. Жизнь незаметно начинает покидать этот мир, мир покоя, мир печали. Все, кто пришел и приехал, расходятся. До следующей весны. До следующей Радуницы.

Набегает грусть. Волной накатывают слезы. Но не время и не место для них. Стоя среди родных могил, понимаешь, что из всех величайших книг – это книга жизни. И, к сожалению, ее нельзя ни закрыть, ни открыть снова.

Но остается надежда, светлая, чистая надежда, которую дает нам Радуница. Надежда на воскрешение. Живущим – на моральное, ушедшим – на физическое.

Радуница… Светлая память. Память о роде своем.

В. ХАМЧУК, д. Вердомичи.

Предыдущая статья

Программа районных мероприятий, посвященных 66-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне