banner
Людмила Балыш
Редактор информационно аналитического отдела
Предпочтительнее мир
11:05 22 Сентября’20
Каждый третий вторник сентября, согласно Указу Президента от 26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь»,  отмечается День мира. В этом году он пришелся на 15 сентября.
Корни праздника – в 1981 году: тогда своей резолюцией Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международный день мира, который надлежало отмечать каждый третий вторник сентября. Праздник был провозглашен как день отказа от ведения военных действий и посвящен укреплению идеалов мира как внутри государств и народов, так и между ними.

Хорошо, что есть такой день. В его рамках по всей планете проходят мероприятия, цель которых – еще раз напомнить человечеству, что нет ничего ценнее мира, и насколько он хрупок.
   
О ценности мира нужно постоянно говорить подрастающему поколению, чье несформировавшееся сознание очень уязвимо и легко поддается влиянию, как позитивному, так и негативному. Последнее, к большому сожалению, мы сейчас воочию наблюдаем в нашей стране.

Невольно задаешься вопросом, почему случается, что брат идет на брата? Неужели те, кто позволяет себе такое, не понимает, что это недопустимо? Ведь с детского сада педагоги стараются донести своим воспитанникам глубокий смысл слова «мир».

Я думаю, все согласятся, что мир – это не просто отсутствие войны. Это гораздо больше. В учреждениях образования, конечно же, уделяется большое внимание теме мира. Педагоги рассказывают об ужасах войны: о больших потерях на фронте, о страданиях ни в чем не повинных людей. Я считаю, что не должны обходить стороной этот важный вопрос и в семье. А начинать родители должны с самого малого. Возможно, в ясельном возрасте и рановато показывать страшные фото военных времен. Но зато надо учить малышей избегать конфликтных ситуаций, разрешать любой спор по-дружески, иными словами, мирным путем. По мере взросления ребенка родители должны анализировать ситуации посложнее. И обязательно учить детей рассуждать, что нужно было сделать в той или иной ситуации, чтобы избежать конфликта. Опять-таки подвести к тому, что все-таки любую проблему можно разрешить мирным путем.
Интересен в этом плане опыт норвежцев. В Осло есть Нобелевский центр мира. В его образовательную программу заложен принцип «Мир это не просто отсутствие войны». Центр посещают дети и подростки в возрасте от 6 до 19 лет.

На мероприятиях, организуемых центром, педагоги побуждают участников к размышлению и активному обсуждению тем, касающихся войны, мира и разрешения конфликтов. Кто или что разрушает мир? Что нужно делать нам всем, чтобы не было войны? Если расизм уничтожает мир, то как с ним бороться? Если это делает нищета, то как приложить максимальные усилия, чтобы искоренить ее?

Цель центра – подтолкнуть детей к осознанию того, что мир – это концепция, основанная на созидании, а не на отрицании и разрушении. Педагоги дают ученикам знания, которые смогут направить их к действиям, приносящим пользу как им самим, так и окружающим. В центре считают, что сознательных, толерантных и милосердных граждан можно воспитать именно таким путем.

«Самый несправедливый мир я предпочел бы самой справедливой войне», – сказал в свое время древнеримский философ, политик и блестящий оратор Марк Туллий Цицерон. И с ним нельзя не согласиться. Ведь в любой войне страдают невинные люди.

Текст: Людмила Балыш

Предыдущая статья

Шлях да мэты