banner

Видеть сердцем

05 Декабря’11
1467

Видеть сердцем

В детстве все мы играли в жмурки. Помню свои ощущения, когда я была в роли ведущего. Когда у тебя завязаны глаза, так хочется побыстрее поймать кого-то из игроков, чтобы, наконец, снять эту неудобную повязку, мешающую видеть, куда ты бежишь, кого догоняешь… Поэтому желающих хоть на время стать незрячими было, конечно, мало. Пять минут в плену темноты казались вечностью. А ведь есть люди, которые никогда не смогут снять свою «повязку» с глаз…

Говорят, что человек, лишившийся зрения, не утрачивает способности видеть. Даже если его глаза не различают свет и тьму, он все же видит. Видит своим сердцем. Как у бегуна на длинные дистанции открывается второе дыхание, так и у незрячих людей появляется свое, особенное, зрение. Оно позволяет им безошибочно определять, кто находится перед ними: добрый человек или злой, честный или лживый, открытый или хитрый. «Не верь своим глазам, верь сердцу», — эту народную мудрость инвалиды по зрению воспринимают буквально, и ощущение мира у них не ограничивается никакими рамками. Они живут полной жизнью, радуются и восхищаются, любят и любимы. У них есть свои увлечения, свои интересы. Иногда невозможно даже представить, насколько насыщенным и интересным может быть их день. А уж оптимизму и умению радоваться каждому хорошему событию может позавидовать любой зрячий.

В жизни Клавдии Ефимовны Богалейши было немало бед и лишений. Судьба постоянно испытывала ее, посылая все новые и новые трудности. Злодейка-смерть отняла у нее мужа, забрала старшую дочь. Тяжелая болезнь лишила зрения… Но все эти нелегкие испытания не сломили женщину, не смогли отнять веру. Веру в лучшее, в добрых людей, в хорошие события.

– Меня в жизни всегда окружают хорошие люди, – говорит она. – Я не чувствую себя одинокой, хоть и живу одна в своем доме. Навещают дети и внуки, особенно часто — сын и внучки, которые живут в Гродно. Дочка моя теперь далеко, в Калининграде, поэтому, конечно, приезжает с семьей редко. Жду моих дорогих гостей с нетерпеньем. Они меня не забывают, звонят постоянно, интересуются, как я тут справляюсь. А я уже привыкла к своему недугу, смирилась с ним. Хоть на ощупь, но стараюсь всю посильную работу сама выполнять: постирать мелкую одежду, обед разогреть, даже картошку почистить могу, если придется. Но без посторонней помощи никак не обойтись. Во всем мне помогают мой бывший зять и его нынешняя жена, которая оформлена как соцработник. Она ко мне относится совсем как дочка. Да и зовут ее так же – Нина. Вот так судьба распорядилась…

Свой черный росчерк в судьбе Клавдии Ефимовны оставила война. Когда родная деревня Грицки почти полностью была сожжена немцами, родительский дом тоже сгорел. Жить семье пришлось в гумне, а соседям и того хуже – во временных землянках. Строились с трудом. Отец много болел, поэтому старшие братья взяли на себя мужскую работу, а ей, 12-летней девчушке, окончившей всего 4 класса школы, пришлось быть в доме главной хозяйкой. Для учебы времени не было и в послевоенные годы: нужно было много работать, чтобы встать на ноги.

– В 18 лет взяли меня торговать в школьный буфет, только там научили на счетах считать, – вспоминает она свой путь в профессию. – Так и осталась я в торговле работать, до самой пенсии простояла за прилавком.

– А как с мужем своим познакомились? – спрашиваю у Клавдии Ефимовны.

– В лесу, – улыбается она, рассказывая историю знакомства. – Раз за орехами с подружками пошла, сама не зная, как их собирать. Николай тогда лесником был и в ту пору как раз лес обходил. Заметил, видно, что я новичок в его владениях. «Посмотрите, сколько орехов, рвите», – и ветки к земле опустил. Так и познакомились. Мне тогда 16 лет было, а ему – 28. На танцы пригласил. Потом как-то сразу замуж предложил выйти. Отказалась – совсем девчонкой еще была. Несколько лет прошло – опять предлагает жениться. «А жить где будем?» – спросила. Он портным стал хорошим, шил на заказ, зарабатывал неплохо. Как построил свой дом – снова свататься пришел. А ведь у меня пять кавалеров было в девичестве, – с улыбкой добавляет она. – Отец рассудил, за кого из них замуж идти. Так и прожили мы вместе с Николаем 45 лет в мире и согласии.

Была любимая работа, дружная семья, хорошие дети… Все, как мечталось. Но даже в двери к счастливым людям может постучаться беда. И не одна… В 96-м умер муж, спустя 4 года Клавдия Ефимовна стала терять зрение, 2004-м – ушла из жизни старшая дочь Нина. Впору отчаяться. Но… «Все мы в гостях на этом свете, и в вечность нам придется уйти все равно», – из ее уст эти слова приобретают особый смысл, жизнеутверждающий.

Просто удивительно, сколько мужества и терпения, сколько стойкости есть в душе этой бабушки, сколько тепла и любви она отдает детям и внукам, какой положительный заряд исходит от ее самой. Хочется пожелать ей здоровья и долголетия, а еще – чтобы чаще в ее доме были желанные гости, чтобы вновь и вновь звучал звонок телефона, а «говорящие» часы еще много раз сообщали хозяйке точное время.

Лариса САМАРИНА.

Фото автора.

На снимках: в гостях у Клавдии Ефимовны член районной организации БелТИЗ О. Ф. Янецкая.

Предыдущая статья

Детству солнце подарите