banner

Внутренний туризм: точки роста малого региона

27 Июня’22
893


До 2020 года белорусская туристическая отрасль больше ориентировалась на въездной и выездной туризм. Эпидемиологическая ситуация и санкционные ограничения стали своего рода проверкой на прочность для отечественной сферы туризма. Пришлось находить новые направления развития, и Беларусь стала уделять больше внимания внутреннему туризму. О развитии внутреннего туризма у нас в районе речь шла за «круглым столом» в редакции. К разговору мы пригласили заведующего сектором спорта и туризма Свислочского районного исполнительного комитета Елену Панизникову, директора Свислочского районного центра туризма и краеведения Ирину Шиманюк, заведующего отделом методической работы и внестационарного обслуживания Свислочского районного центра культуры и народного творчества Татьяну Вербицкую, ведущего технолога Свислочского филиала Гродненского облпотребобщества Галину Немец, заместителя директора по идеологической работе УП «ВМК-АГРО» Бронислава Киселевского.

Корр. «СГ»:

– Сегодня есть возможность у каждого региона заявить о себе, предложив какой-либо интересный продукт. Есть ли такой у нас? Как планируете в дальнейшем продвигать туристический потенциал района?

Елена ПАНИЗНИКОВА:



– Наверное, мы еще в поиске своей «изюминки». Все дело в том, что как раз переориентация на внутренний туризм изменила наше отношение ко всему происходящему. Как выяснилось, белорусские туристы значительно требовательнее. На территории нашего района проходил в мае семинар, организованный Национальным агентством по туризму. Опытные специалисты, ознакомившись с нашей работой, отметили, что многое в нашем регионе сделано для того, чтобы принимать именно внутреннего туриста. Но на этой дороге мы только в начале пути.

Корр. «СГ»:

– Какие направления туризма распространены на Свислоччине? 

– Сегодня нам трудно говорить о каких-то разнообразных формах туризма на территории нашего района. Конечно же, самым развитым является образовательный туризм. Путешествия детей – это давно проторенная дорога. Что нельзя сказать про туризм для взрослых. Пока наши жители не знают, где черпать информацию, куда поехать, что посмотреть. Это турист, который ждет, что кто-то для него все организует. Наиболее доступным для жителей района является агротуризм. Хочу отметить агроусадьбу «Белавежскі кут» в Новом Дворе. Это прекрасно развивающаяся усадьба: есть свой аккаунт в соцсетях, постоянно отдыхающие, предлагают блюда белорусской кухни и травяные чаи, экстремальные путешествия по Беловежской пуще, активный отдых на велосипедах, а также в рамках областных мероприятий представляют туристический потенциал Свислочского района. Интересным для посещения будут агроусадьбы «Спадчына», «Лявонаў хутарок», «Грин ярд», «Романовцы, 12». Каждая из них предлагает что-то свое. Агроусадьба «Корабль» в д. Сидорки приглашает хорошо отдохнуть семьей, на озере с приготовлением рыбы на костре, устраивает для детей квест-игру «Пиратская вечеринка», в рамках проведения Дня открытых дверей приглашали бесплатно отдохнуть людей с инвалидностью, пожилых людей. Считаю, у этого направления туризма есть большое будущее и хорошее подспорье для развития деревни, занятости людей. 

Информацию об отдыхе в деревне можно получить в туристско-информационном центре по адресу: г. Свислочь, ул. Ленина, 1а, каб. № 137, и на сайте «Свислочь туристическая». Наш туроператор – ГУО «Свислочский районный центр туризма и краеведения» может организовать поездки за пределы района, индивидуально и группой. Туризм – это способ сохранения здоровья, поэтому упор хотим сделать на активный туризм. Сегодня разрабатываем экскурсионный веломаршрут «Беловежский венок». Он пройдет через города Свислочь, Пружаны и Каменец. Менее развиты у нас такие виды туризма, как ностальгический, религиозный и деловой, но возможность их развивать есть. Молодой специалист туристско-информационного центра готова помочь с организацией отдыха в любом направлении. В наших планах работа с земляками, проживающими в других регионах, организация совместных сплавов по рекам области, поездки на брендовые мероприятия наших соседей. Восстановление работы гостиницы в городе значительно улучшит условия для приглашения гостей к нам. Для успешного развития в целом сферы туризма в районе нужно межведомственное взаимодействие организаций и учреждений. Такие связи для организации приема туристических групп налажены.

Корр. «СГ»:

– На что направлена деятельность Свислочского центра туризма и краеведения? 

Ирина ШИМАНЮК:



– Глобальная проблема наших людей – они не умеют путешествовать, им не привито желание познавать окружающий мир путем активного отдыха. Поэтому одно из основных направлений нашей деятельности – воспитать таких людей. У нас большое развитие получает образовательный туризм. В августе прошлого года было принято постановление Совета Министров о реализации пилотного проекта в учреждениях образования для 10–11 классов. Финансирование бюджетное. Теперь мы можем посещать объекты, включенные в перечень образовательных программ. Надеемся, что в будущем возможность путешествовать по стране будет и у учащихся всех классов. Мы значительно шагнули вперед в развитии детского спортивного туризма. Последние пять лет занимаем призовые места на всех областных соревнованиях. По всем видам туризма входим в пятерку в области. Но больше всего достижений в велосипедном туризме. Отмечались не раз дипломами на республиканском уровне. Внутренний туризм на агроусадьбах получил хорошее распространение. Каждый старается привлечь и взрослых и детей. Жаль, что у нас в районе мы не находим таких точек, куда мы можем съездить с детьми, или мы о них не знаем. 

Корр. «СГ»:

– Ваше учреждение образования работает и как турагентство? Что предлагаете туристам? 

– Да, мы работаем, как турагентство, которое специализируется на внутреннем и въездном туризме. Получили сертификат соответствия в 2018 году, оказывая туристические услуги, в 2019-м – прошли подтверждение услуг. Еще раз показали, что мы можем, умеем. Мы предлагаем индивидуальные и групповые программы, разработку туров, бронь мест для размещения, организацию питания. Но все упирается в квалифицированные кадры, нам их не хватает.

Корр. «СГ»:   
 
– Свой вклад в развитие внутреннего туризма вносит отдел идеологической работы, культуры и по делам молодежи…

Татьяна ВЕРБИЦКАЯ: 



– Мы готовы работать по привлечению туристов. Нами разработаны интерактивные программы «На балу у графа Тышкевича», «Добра ў вёсачцы жывецца», «Сара и Ёзи Гольцман приглашают…», интерактивная программа с экскурсией по значимым местам г. п. Порозово и анимационной программой «Поразаўскія забавы», а также фрагмент свадебного обряда. В отделе ремесел работает постоянная выставка-продажа ремесленной продукции и сувениров ручной работы. Также наши работники могут провести мастер-классы по приготовлению с дегустацией банкухи и сувенира на память из натуральных материалов.  Для тех, кто интересуется историей, можем организовать обзорные экскурсии по музейным комнатам учреждений культуры. Интересны будут туристам и наши брендовые мероприятия. К ним, кстати, в этом году добавится еще одно – «Бацькава булка». Разработаны у нас и событийные туры, и тур выходного дня.

Корр. «СГ»:

– Турист должен получить не только сплав впечатлений, но и хорошо себя чувствовать в бытовом плане. Одно из самых важных составляющих в туристской индустрии занимает организация питания туристов... 

Галина НЕМЕЦ:



– Питание – это важная и приятная составляющая любой поездки. Конечно, мы готовы принять туристов: как организованную группу, так и по 2–3 путешествующих. В меню целый раздел белорусской кухни, готовим и по желанию клиента. У нас работают профессиональные повара, имеется современное оборудование. Так что мы все можем разработать, все приготовить. К нам обращается много туристических групп. Даже во время пандемии работали. Мы ориентируемся на запросы каждого и стремимся предоставить максимальный сервис.

Корр. «СГ»: 

– У вас даже есть меню на иностранном языке?

– Да. Когда был введен безвизовый режим, было много иностранцев. Тогда-то и составили такое меню. Белорусский раздел блюд на белорусском, английском и польском языках. Фирменные разработки, традиционная кухня.  И главное, в меню под названием блюда указаны ингредиенты, которые входят в его состав. Постоянно обновляем блюда. Широко представлены блюда из овощей, грибов. Сезонные овощи и фрукты местные. 

Корр. «СГ»:

– Хороший опыт в плане приобщения к туризму в УП «ВМК-АГРО»… 

Бронислав КИСЕЛЕВСКИЙ:



– Развиваем экскурсионный туризм. Он очень пользуется спросом в коллективе. Приветствуется, когда в поездку отправляется семья: родители, дети, бабушки, дедушки. Ведь, например, у многодетной семьи нет возможности совершать поездки. А наше сельхозпредприятие предоставляет такую поездку бесплатно. Это сплачивает членов семьи, укрепляет семейные узы. После первой поездки в Минск желающих посетить знаковые места нашей столицы стало больше. Каждый раз меняем объекты. 

Корр. «СГ»:

– Какие виды туризма планируете развивать в перспективе?  

– В дальнейшем будем развивать производственный туризм. Думаю, нашим работникам и их семьям будет интересно посетить места производства товаров и предоставления услуг. В том числе и у нас в районе. Наши дети, даже и взрослые, может, не видели, что доильный комплекс в Доброволе роботизирован. Это будет и профориентационная работа. Будущих выпускников будем приглашать ознакомиться с сельскохозяйственным производством. Возможно, узнав больше, они захотят связать свою жизнь с сельским хозяйством. Хозяйство готово заключить с желающими целевой договор. Целевики смогут получать стипендию от сельхозпредприятия намного выше, чем обычные студенты. А после получения образования молодого специалиста ждет достойная зарплата, благоустроенное жилье. Считаю, все это надо оговаривать заранее, чтобы у молодежи был стимул вернуться.

Людмила БАЛЫШ
Фото автора

Предыдущая статья

Наступает срок представления информации в систему маркировки