banner
Мини-сериал HBO «Чернобыль». Смотреть сериал или не смотреть? Верить картинке на экране или не верить? Спорное мнение
08:30 12 Июля’19
4762
В мае состоялась мировая премьера мини-сериала HBO  (Home Box Office – североамериканской кабельной и спутниковой телевизионной сети, которая входит в корпорацию WarnerMedia, США) «Чернобыль». Этот американский фильм уже успел стать самым рейтинговым, а также завоевать любовь зрителей по всему миру и одновременно… протест.



Так, партия «Коммунисты России» потребовала заблокировать доступ к сериалу на всех интернет-ресурсах, а также возбудить уголовное дело в отношении его создателей. Представители организации обвинили HBO в клевете. По их мнению, «Чернобыль» – это идеологическое орудие, призванное опорочить и демонизировать образ и советской власти, и советских людей, пример абсолютной лжи. Что касается самих создателей «Чернобыля», то они позиционируют свое детище как фильм-катастрофу, драму о выживании, триллер и мелодраму, дающую многосторонний взгляд на аварию на Чернобыльской АЭС. Известно, что, дабы создать пятичасовой сериал, режиссер Йохан Ренк и сценарист Крэйг Мэзин с головой погрузились в тонны документов, фотографий, отчетов, интервью и записей той эпохи. И поэтому «Чернобыль» заставляет зрителя прочувствовать весь ужас и беспомощность советских людей, первыми в истории столкнувшихся с аварией, способной убить миллионы. 

Смотреть сериал или не смотреть? Верить картинке на экране или не верить? Спорные вопросы.

Две Ольги об одном фильме

Что в моей жизни Чернобыль как источник катастрофы? Во-первых, мамина обеспокоенность: «Нам ничего не говорили об аварии и ее последствиях. А мой ребенок в этот день (к сожалению, как и сотни других детей) играл на улице». Во-вторых, маленькие йодсодержащие таблеточки, которые выдавали нам в школе, и все равно увеличенная щитовидная железа. В-третьих, непонятная в то время льгота для абитуриентов из зоны отселения и новый дом в Свислочи для переселенцев из Чернобыля. И, наконец, ежегодные публикации в газете о людях, которые побывали там, на земле, овеянной черной былью, практически сразу после трагедии. 

Что для меня сериал «Чернобыль», побивший все рекорды по количеству просмотров? Еще одна интерпретация трагедии, ведь прочитано и просмотрено уже немало, сказано итого больше. Правда, надо отдать должное американцам, визуализация многое значит. Невольно становишься участником событий, сопереживаешь героям фильма, проводишь какие-то параллели.
 
Сложнее с развитием сюжетной линии: ознакомившись заранее с мнениями разных экспертов, знаешь, что будет дальше и что это, например, художественный вымысел. Или просто собирательный образ, как в случае с женщиной-физиком Хомюк. Становится ли от этого фильм менее интересным? Отнюдь. В основе страшная трагедия, стоившая жизней сотен ликвидаторов и продолжающая их отнимать. В основе героизм и мужество простых людей, осознающих всю безысходность случившегося. В основе человеческая халатность и карьеризм, цена которых непомерно велика. Но самое главное – это пока единственная попытка экранизировать чернобыльскую трагедию, донести ее суть (пусть местами и не очень правдоподобно) до широкого зрителя. Смотреть ли? Думаю, стоит. Зачем? Чтобы иметь свое суждение.

Ольга, г. Свислочь.



В первую очередь смутило то, что сериал сняли американцы. Понятен тот факт, что они будут снимать менталитет советского народа таким, каким они  видят его со стороны и какой не будет соответствовать  действительности. И это очень видно в показе пьянства солдат, которые отстреливали животных на Припяти и работали на крыше станции. 

Также не верю в то, что тульские шахтеры при работе раздевались и работали без одежды и хотя бы минимальной защиты.

Не верю в искренность между Легасовым и товарищем Щербиным в момент развязки истины, поскольку, на мой взгляд, то, что происходило между ними в послеаварийный момент, когда Щербин ставил себя выше всех при работе над нейтрализацией аварийных выбросов и угрожал Легасову выбросить его из самолета, не могло зародить дружеских отношений. А тут Щербин резко возносит Легасова и его единомышленницу Хомюк, которая проводит расследование и докапывается до правды.

В сериале есть сцена суда, где Легасов открывает всю правду об аварийной кнопке «АЗ-5», хотя уже была сцена диалога, где Хомюк нашла статью с правдой о РМК, которую написал Легасов. Не верю, что то, что публиковалось учеными, правительство скрывало так легко. В сериале больше показана не сама трагедия аварии, а то, как советская власть относилась к случившемуся, как вначале не хотели верить ученым и не хотели выпускать людей из зараженного города. Это сомнительно.
В целом, на мой взгляд, это фильм более художественный с минимумом документальных истин, дабы захватить этим сюжетом аудиторию, что в итоге и получилось. Положительно то, что люди, которые мало знают о Чернобыле, о том, что происходило, начали искать истину того времени. Вместе с американцами. 

Ольга, г. Свислочь.

Трагедия, урок и предупреждение

Владимир МИХАЛЬЧИК, учитель истории Добровольского ДС СШ:



– Сегодня с телеэкранов и интернет-пространства не сходит, а даже, скорее, будоражит и заставляет посмотреть себя 5-серийный американский сериал «Чернобыль», который посвящен событиям 26 апреля 1986 года, произошедшим на Чернобыльской атомной электростанции и приведшим к «атомной трагедии» ХХ века на всем постсоветском пространстве.

Не мог и я как учитель истории пройти мимо этого сериала и посмотреть его для получения более-менее точной картины произошедшей тогда трагедии. Почему более-менее? Сама по себе картина очень неплоха, достоверно показаны общие факты, представлены вполне реальные доказательства «человеческой» ошибки этой техногенной катастрофы, но вот иностранный «замысел» данного продукта не может не насторожить. Попробуем разобраться и отметить как положительные стороны телесериала, так и явно гиперболизированные элементы, при этом будем учитывать мнение достаточно высоких профессионалов своего дела (имею ввиду интервью с бывшим профессиональным контрразведчиком, полковником КГБ в отставке, непосредственным участником событий, которое было опубликовано в СМИ).

Каковы же причины той страшной трагедии? Конечно, в учебниках по истории главной причиной прописывается ошибка оператора атомной электростанции, так называемый человеческий фактор. Его никто не исключает, правда, при этом стоит сказать, что, возможно, наравне с ним можно поставить и объективную составляющую данного процесса, а именно дефекты в оборудовании. Стоит напомнить, что в те годы «холодная война» еще не была прекращена. Да, она не имела столь явного обострения, как в 60–70-е годы ХХ века, но все же конфликт интересов между двумя сверхдержавами – СССР и США – присутствовал, гонка вооружений продолжалась.



Атомная промышленность выходила на первый план, занимая верхнюю строчку в числе приоритетов как внутренней, так и внешней политики. И потому отставание, пусть даже небольшое, могло привести к катастрофическим последствиям. Поэтому плановая экономика Советского Союза требовала наращивания темпов производства, а вот отладка или замена устаревшего оборудования могла спровоцировать экономический коллапс, вызвать затяжной кризис, тем самым свести на нет все предыдущие достижения. Поэтому в трагедии той страшной ночи 26 апреля 1986 года следует винить не только людей, но и саму планово-командную систему нашего СССР. В данном телесериале вторая составляющая была показана в ходе обвинительного заключения, но суровые законы внутренней политики того времени «похоронили» ее на полках истории. А зря…

Участниками, не только приведшими страну к той трагедии, но и расследовавшими ее, были как профессорско-преподавательский состав ведущих НИИ страны, так и партийные чиновники самого высокого ранга. Для многих из них те события были только пожаром на станции, который можно потушить и забыть. Даже открыв для себя возможные страшные последствия этой аварии, они практически единогласно приняли решение «закрыть» проблему внутри страны, не выносить сор из избы. Осуждать или оправдывать мы их не можем – другое было время, другие были правила. Даже позиция генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева в данном фильме выглядит, по моему личному мнению, несколько надумано и преувеличено (что, кстати, и подтверждает вышеупомянутый полковник КГБ, утверждая, что Горбачев не проводил столь частых совещаний по поводу этой катастрофы и уж тем более не так часто присутствовал на них).

Слишком уж показательной получилась у создателей фильма работа шахтеров по подготовке туннеля для установки охладителя и создания бетонной подушки под атомным реактором (они и вправду работали в тяжелых условиях, но чтобы полностью раздеться!). Остальные герои в телесериале показаны вполне реально, что и позволяет зрителю полностью погрузиться в то время, пройти с героями весь этот сложный путь.

Остается последний вопрос: каковы же последствия той страшной трагедии? Да, они просто огромны и уж точно неизмеримы в денежном эквиваленте. Каковы «моральные» последствия? Как оценить тот ущерб здоровью всего белорусского населения, те генетические мутации, что происходят, да и будут еще происходить с гражданами нашей страны? Их нельзя оценить, их остается только принять и искать, постоянно искать средства и возможности для минимизации их действия. Да, атомная энергия – одна из самых дешевых в мире, да она способна открыть человечеству новые возможности для развития, но какой ценой? Вот где кроется главный вопрос. Поэтому сегодня при проектировании атомных электростанций первейшее значение уделяется безопасности, способности противостоять как внешним, так и внутренним форс-мажорным обстоятельствам, чтобы не повторилось чернобыльской ошибки. А Чернобыль навсегда останется для нас не только техногенной трагедией прошлого, но и уроком настоящей атомной промышленности, а также, вне всякого сомнения, предупреждением будущему, нашему с вами будущему...

В четвертом классе знают, кто такой Вася Игнатенко

Вот какими рассуждениями после просмотра сериала поделилась с нами наша читательница Татьяна ДАНИЛОВИЧ:



– Сериал «Чернобыль» нам с мужем посоветовал посмотреть сын. Посмотрели. На одном дыхании. Отличная режиссура сцен, напряженный и захватывающий сюжет. Несмотря на то, что для нас он и не нов вовсе. Удивляюсь, как мастерски удалось людям с другим менталитетом воссоздать реалии советской эпохи. Обратила внимание на одежду героев, их прически, лозунги, обои на стенах – все так знакомо нам, рожденным в СССР. Просто удивительный сплав художественности и документальности. Говорят, многое преувеличено, оттого и так страшно… Может быть. Но слышала от очевидцев, что на самом деле в реальности все было намного страшнее…

Хочется верить и верится. Сильно подкупает галерея реальных персонажей и их судьбы. Мы знаем их еще до сериала. Я учитель. В четвертом классе на уроке «Мая Радзiма – Беларусь» мы с детьми говорим о двадцатипятилетнем пожарном Василии Игнатенко, о том, что ему присвоено звание Героя Украины, о том, что его имя носит улица в нашем городе Минске… 

Что для меня главное в этом фильме и в том, что он появился, пусть даже стараниями американцев? То, что уроки прошлого не забываются, что есть интерес к нашей, пусть и до ужаса, трагической истории на Чернобыльской АЭС. Важно, что этот сериал словно заряжает желанием выйти за пределы пяти серий, расширить свои знания о катастрофе книгой (например, «Чернобыльской молитвой» Светланы Алексиевич), пересмотреть документальные фильмы о Чернобыле, которых немало. СМИ пишут, что после выхода сериала одна из компаний заявила о повышенном интересе туристов к зоне отчуждения ЧАЭС в мае на 30%. 


Предыдущая статья

Открывают двери ребятам лагеря