banner

Сигнальные огни кортежа не выключали даже по просьбе Н. С. Хрущева

08 Декабря’08
2083
Сигнальные огни кортежа не выключали даже по просьбе Н. С. Хрущева«Строго соблюдать правила дорожного движения!.. Компромиссов здесь быть не должно: в этом залог безопасности движения», — так всегда считал и поступал один из опытнейших офицеров милиции А. А. Гришанович. Причем, даже в весьма непростой ситуации. В 50 — 60-е годы ему приходилось быть командиром автомобильного кортежа, в котором ездил на отдых в Беловежскую пущу лидер страны Н. С. Хрущев.
Никита Сергеевич иногда прилетал самолетом. Специальный борт приземлялся на военной авиабазе, ближайшей к Беловежской пуще. Но чаще высокий гость добирался поездом. Конечно, тоже специальным. Всегда до его прибытия на ближайшую к пуще железнодорожную станцию Оранчицы в Пружанском районе доставлялись из московского ГОНа — гаража особого назначения — бронированные лимузины. Это были мощные и, конечно, не серийные автомашины, не конвейерной, а специальной сборки.
Москвичи-водители не знали пущанских стежек-дорожек. Наставником-инструктором был у них полковник милиции, начальник Брестской областной госавтоинспекции Аркадий Антонович Гришанович.
Автомобили сопровождения внешне выглядели, как обычные «Волги-21». Конечно, новенькие, отлакированные. Но вот двигатели машин еле вмещались под капотом: ставились более мощные, а значит, и более массивные моторы. Они обеспечивали скорость не меньшую, чем правительственные «Чайки» и ЗИЛы.
Маршрут от станции Оранчицы до Беловежской пущи — пропускного пункта у деревни Белый Лесок — полковник Гришанович и водители ГОНа вместе проезжали по несколько раз. До мелочей изучали путь следования кортежа: перекрестки не только с проселочными, а даже с лесными дорогами... Затем двигались дальше.
Особенно легко было заплутать за пропускным пунктом, в Беловежской пуще. Она издавна поделена на ровные квадраты. Затем по этим линиям проложили дороги. Большинство из них после войны асфальтировали. Дорожных указателей здесь, понятное дело, нет, и московские шоферы могли проскочить нужный поворот или, наоборот, повернуть не туда, куда надо. А надо было именно в центр пущи, на лесную горку к недавно построенному по просьбе Никиты Сергеевича охотничьему комплексу у деревушки Вискули.
Полковник хорошо знал сеть дорог в пуще, успевал даже вести экскурсию:
— Вот этот мосток построен еще при императоре. Так с тех пор и стоит. И перила того же времени, отлитые на уральских заводах. А на них были гербы державные. Куда подевались — кто его знает...
Водители из ГОНа тоже не оставались в долгу, делились с Аркадием Антоновичем информацией:
— Знаете, полковник, Никиту Сергеевича раздражают сигнальные огни ваших милицейских машин. Особенно мигалки головной машины. Он говорит, что кортеж светится, как новогодняя елка. Можно подумать, что Дед Мороз едет, а не Первый секретарь ЦК КПСС... Придумайте что-нибудь.
А что тут придумаешь? Инструкция по сопровождению очень строга: ехать надо только с включенными мигалками. Выключать их — это грубейшее нарушение. А если случится что-нибудь? Вдруг зверь на дорогу выскочит прямо под правительственный «ЗИЛ»? Как докажешь, что он сам по себе возник? Скажут, потому и выскочил, что не увидел сигнальных огней. За все, что случится, будут отвечать сопровождение и его командир.
— Послушайте, но ведь по Москве кортеж с Никитой Сергеевичем несется с зажженными сигнальными огнями, — резонно возражал начальник Брестской ГАИ.
— В Москве Никита Сергеевич на работе, а сюда отдохнуть приезжает, — ответили ему. — Так что сопровождайте, как просит гость.
Думай, полковник, думай. И тут он вспомнил, что как-то летел на военном вертолете пассажиром вместе со знакомыми офицерами. И на стенке у кабины пилотов увидел прочно прикрепленную металлическую табличку. На ней крупно были напечатаны строчки, видимо, из какой-то летной инструкции или приказа. Они звучали весьма категорично и недвусмысленно: «Лицам старше по должности и званию ЗАПРЕЩАЕТСЯ вмешиваться в деятельность экипажа».
Автомобильный кортеж со всеми его автомобилями и седоками, пока он в движении, в принципе, тоже должен подчиняться только ведущему этот кортеж, то есть ему — полковнику милиции А. А. Гришановичу. Но в салонах автомобилей таких табличек нет. Однако, кому это скажешь, с кем поделишься своими справедливыми замечаниями? Кто тебя не то что послушает, а даже выслушает? Московские водители, хоть и в штатском, а тоже, небось, в звании не ниже полковника.
И многоопытный Аркадий Антонович после недолгих раздумий распорядился. И это распоряжение оказалось абсолютно точным и разумным:
— Мигалки передней машины сзади заклейте плотной черной фотобумагой, а той, что в конце колонны, — спереди...
И теперь высокого гостя сигнальные огни не раздражали. Но соблюдалось и непреложное требование сопровождения кортежа.
А ребята из гаража особого назначения поучали дальше:
— Если железнодорожный переезд и мигает красный свет — надо стоять! Стоять и ждать, как предписывают правила, как поступает любой рядовой водитель. Не рисковать ни в коем случае... Нам так лично приказал Никита Сергеевич.
 — Есть стоять, — отвечал Аркадий Гришанович.
Так они и ездили. Не выключая сигнальные огни, не нарушая правил движения.
А. АРТЕМОВ,
г. Брест.

Предыдущая статья

Работа по назначению адресной помощи продолжается