banner

2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

02 Апреля’20
791

2 апреля.png«Ребенком дождя» называют ребенка, который болен аутизмом. Многие родители полагают, что их ребенок не начал разговаривать в три года и не идет на контакт со взрослыми людьми и сверстниками только потому, что он индивидуальность. Поэтому, услышав от врачей диагноз «аутизм», они долго не могут в это поверить. Слово “аутизм” происходит от латинского “autos”, что значит “сам”. То есть, болезненный уход в себя, неприспособленность к общению, отгороженность от внешнего мира, задержка и нарушение развития речи, стереотипность поведения.

Каковы причины аутизма?

В настоящее время точные причины аутизма не установлены. Однако очевидно, что  развитие аутизма может быть вызвано рядом факторов, влияющих на развитие ребенка до, во время и после рождения. Это, например, наследственные, инфекционные заболевания, генетические мутации, врожденные пороки развития, патология нервной системы, стрессы, перенесенные матерью во время беременности.

Как распознать аутизм в раннем возрасте?

Обычно наиболее ярко аутизм проявляется в возрасте 3-5 лет. К сожалению, многие родители даже не знают, что аутизм может заявить о себе  уже на первом году жизни. На что же обратить внимание? Нужно бить тревогу тогда, когда ребенку всего несколько месяцев, а он избегает контакта с родителями, проявляет равнодушие к их голосам, не улыбается. Ребенку уже год, но он не желает идти на руки, погружен в свой мир, предпочитает только стереотипные игры (вложил – достал), а, допустим, сама игрушка не вызывает у него никакого интереса.

Чем раньше будет поставлен диагноз, тем лучше, т.к. на самом раннем этапе можно многое поправить. Возможно, не удастся избавиться от каких-то особенностей в его поведении, но ребенок будет обучаем, адаптирован к обществу.

Если вы подозреваете у ребенка аутизм, то для постановки правильного диагноза и проведения коррекционных мероприятий необходимо показать его педиатру, детскому психиатру как можно раньше.

Как помочь аутичному ребенку?

Самое главное – это психологический климат в семье. Аутичный ребенок может производить впечатление капризного, избалованного, невоспитанного. Осуждение окружающих людей на улице, в транспорте, в магазине значительно усложняет положение и его самого, и его родителей. Иногда детей, страдающих тяжелыми формами аутизма, не принимают ни в одно детское дошкольное учреждение, а при достижении ими школьного возраста признают «необучаемыми» и не принимают даже в специальную школу. В результате такие родители чувствуют себя одинокими, несчастными, у них возникает страх перед появлением в общественных местах вместе с ребенком. Они начинают стыдиться своего ребенка. Живя в такой нервной стрессовой обстановке, иногда испытывая безысходность, некоторые родители срываются на ребенке.

Помочь аутичному ребенку:

1. Не предъявляйте к нему повышенных требований. В своей жизни он должен реализовать не ваши мечты, а свои способности.

2. Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть. Примите его таким - с невнятной речью, странными жестами. Ведь вы любите его, пусть ваша любовь и переживает трудные времена. В конце концов, какая разница, что скажут о вашем ребенке незнакомые люди, которых вы больше никогда не увидите? Почему их мнение для вас так важно?

3. Пытаясь чему-то научить ребенка, не ждите быстрого результата. Результата вообще ждать не стоит. Научитесь радоваться даже небольшим его достижениям. Постепенно он все выучит, и еще более постепенно проявит свои знания. Запаситесь терпением на годы.

4. Глядя на своего ребенка, не думайте о своей вине. Лучше подумайте о том, что уж он-то точно ни в чем не виноват. И что он нуждается в вас и вашей любви к нему.

 5. Ребенок не требует от вас жертв. Жертв требуете вы сами, следуя принятым обывательским стереотипам. Выход можно найти из любой, даже самой сложной ситуации. И это зависит только от вас.

6. Пусть все знают, что такие дети есть, и что им нужен особый подход!

Кроме того, таким семьям полезно общаться между собой. Ощущение того, что существуют семьи с такими же проблемами, нередко приободряет, а семьи, прошедшие этот путь раньше, могут помочь советом по уходу за ребенком. Родители, общаясь между собой, не стесняются своих детей, не переживают из-за их странного поведения, доброжелательно относятся к странностям других. В результате такого общения налаживаются дружеские связи, жизнь приобретает новые оттенки.

Татьяна Полякова, психолог УЗ «Свислочская ЦРБ» 

Предыдущая статья

Лукашенко: Беларусь и Россия имеют все необходимое для укрепления равноправной и взаимовыгодной интеграции